Оглавление

Форум

Библиотека

 

 

 

 

 

Ледокольный атомный флот - уникальное национальное достояние России

Хлопкин Н.С. Я, прежде всего, благодарен комиссии, которая так высоко оценила мою совместную работу с А.П. Александровым . Я был у него 25 лет заместителем по морским атомным энергетическим установкам. Я просто тронут и не могу сдержать волнение. Сердечное спасибо за такую высокую оценку. Мой доклад называется "Ледокольный атомный флот - уникальное национальное достояние". Должен сказать, что этот доклад имеет прямое отношение к Анатолию Петровичу Александрову. Он был инициатором создания таких установок для гражданского флота, в первую очередь, для ледоколов и внес большой вклад в создание ледокольного флота. Атомные ледоколы были таким же его любимым детищем, как Военно-Морской Флот. Он любил его, с большой радостью посещал сами ледоколы, принимал у себя капитанов и главных механиков, даже принимал экзамены у главных механиков ледоколов (см. фото) Я начну с того, что на Севере сосредоточено две трети ресурсов углеводородов нашей страны. Север дает 90 % добычи природного газа, 75 % добычи нефти, 20 % национального дохода и 60 % совокупного экспорта. К Северу также примыкает площадь шельфа полтора миллиона квадратных километров, содержащая огромное количество различных ископаемых. Их много, и они распространены по большой территории. Поэтому Арктика очень важна для России в экономическом отношении. Обострение конкуренции между развитыми странами за доступ к ресурсам Мирового Океана, стремление к контролю за его стратегически важными регионами усиливают экономическое, политическое и международно-правовое давление на Россию в целях ограничения ее морской деятельности.

Защиту государственных интересов, конечно, осуществляет Военно-Морской Флот. Арктические моря для нас важны и в стратегическом отношении. Подо льдами затруднено обнаружение подводных лодок. Вы знаете, что все зарубежные атомные подводные лодки оборудованы для того, чтобы осуществлять плавание подо льдами и всплывать из подледного положения.

Свое присутствие в Арктике можно усилить и с помощью ледокольного флота. Проводка караванов, демонстрация флага страны, прекрасные исследовательские станции очень много сделали для исследования полярных районов.

Строительство атомных ледоколов было начато по инициативе Анатолия Петровича Александрова, Игоря Васильевича Курчатова и представителей промышленности. На ледоколах, длительно работающих на больших мощностях и в отрыве от портов, атомная энергетика смогла продемонстрировать свои преимущества перед органическим топливом.

Выбор судов оказался очень удачным. Тогда решили усилить ледокольный флот. Вслед за первым атомным ледоколом (Ленин) были построены пять линейных атомных ледоколов, но мощность их почти в два раза больше - 75 тыс л.с. У нас с 1989 г. строится ледокол 50 лет Победы . На это обещано выделить 2,5 млрд руб. Но вы знаете, что наши обещанные финансы являются величиной комплексной, они имеют и реальную часть, и мнимую. Так вот эта реальная часть часто составляет малую долю выделяемых средств. Но, тем не менее, собираются в течение трех лет произвести достройку ледокола 50 лет Победы.

Линейные ледоколы начали работать на Севморпути , но не могли войти в устье рек из-за высокого бара (нанос грунта) в устье рек, в частности, в устье Енисея глубина 8 метров, а осадка линейных ледоколов 11 метров. Поэтому решено было построить два ледокола с ограниченной осадкой, которые решили бы проблему вывоза полезных ископаемых и других богатств из устьев рек. Они прекрасно сейчас работают, а то ведь в суровые зимы работавшим здесь дизельным ледоколам приходилось оставаться не только без топлива, но и без воды.

Постройка атомных ледоколов позволила резко увеличить сроки навигации. Когда ледоколы имели мощность 5 тыс. л.с, это в 30-е годы, сроки навигации были полтора месяца, когда появился ледокол Ленин - первый из атомных мощностью 44 тыс. л.с, сроки навигации увеличились до семи месяцев. А сейчас при наличии мощных атомных ледоколов сроки навигации в Западном секторе Арктики стали круглогодичными. Северный морской путь превратился благодаря атомным ледоколам в нормально действующую водную магистраль Севера.

Атомный ледокольный флот - уникальная область применения судовой атомной энергетики, где она смогла неоспоримо доказать свои преимущества в наиболее тяжелых морских условиях. Уникальная надежность атомных энергетических установок, доказавших в процессе эксплуатации свою способность работать сверх спецификационных сроков. Задержка ввода новых ледоколов на 6-7 лет может быть скомпенсирована увеличением ресурса ядерных энергетических установок до 150-175 тыс. часов и продлением срока службы действующих ледоколов до 30-32 лет.

Ссылки:

  • РАБОТЫ ПО АТОМНЫМ ЛЕДОКОЛАМ
  • Атомные ледоколы
  •  

     

    Оставить комментарий:
    Представьтесь:             E-mail:  
    Ваш комментарий:
    Защита от спама - введите день недели (1-7):

    Рейтинг@Mail.ru

     

     

     

     

     

     

     

     

    Информационная поддержка: ООО «Лайт Телеком»