Оглавление

Форум

Библиотека

 

 

 

 

 

"Гром", отряд по освобождению заложников, угон самолета, 1973 г

В середине 1973 года на правительственном уровне были разработаны планы "Гром" (операция по освобождению заложников) и сформирован Сводный оперативный войсковой отряд (СОВО) МВД .

Первый раз "Гром" применили на практике ноября 1973 года. В тот день самолет "Як-40" совершал плановой полет из Москвы в Брянск. Спустя три десятилетия командир экипажа Иван Кашин впервые рассказал журналистам одной из брянских газет о том, что происходило на борту самолета, когда он находился в воздухе. "Полет до Брянска недолог. Едва самолет набрал высоту - уже снижение. Зажег электротабло: "Просьба пристегнуть ремни". И тут в дверь кабины постучали. Бортмеханик Николай Никитин глянул в смотровой глазок Какой-то молодой мужчина жестами просил: откройте. Моло-ли что случилось в салоне? Николай повернул дверную ручку. В щель просунулся ружейный ствол. Прогремел выстрел. Никитин осел, после чего нападавшим удалось вытянуть его в салон. Второй пилот, Станислав Толпекин, тут же захлопнул дверь и заложил за ручку аварийный топорик Я нажал на секретную кнопку "Захват"... Следующая пуля разворотила глазок. Потом снова выстрелы, уже в салоне. Как потом выяснилось, это один из пассажиров, Владимир Гапоненко , передав жене трехлетнюю дочь, вступил в схватку с террористами и получил пулю в спину. Бандиты принялись за оставшийся в кабине экипаж. Стреляли наугад, хотели через переборку попасть в командира. Угодили в спинку его кресла. Пилоты сумели посадить самолет, а бандитам удалось выбить дверь кабины. Ворвались двое. Один, матерясь, упер обрез в бок командиру, другой - второму пилоту:

"Поворачивай в Москву. Иначе всех перестреляем! Нам терять нечего. Вверх! Гони во Внуково!"

Позже выяснится, что "Як-40" захватили четверо юнцов, старшему из которых был 21 год. Остальные моложе. Все москвичи. Оружие (двустволка, ружье и обрез) в разобранном виде тайно пронесли на "борт". Во время следствия они рассказали, что хотели получить два миллиона рублей или долларов (в немногочисленных источниках называются оба вида валют) и улететь в США освобождать индейцев и негров".

В Брянске самолет заправили топливом и отправили обратно в Москву. Террористам необходимость такого маневра объяснили просто- в городских банках нет нужного количества американских долларов. За время перелета в Москве успели подготовиться к встрече воздушных пиратов. Потом еще переговоры шли часов пять. Времени на подготовку штурма у группы захвата ГУВД было предостаточно. Другое дело, что эти "волкодавы" не были готовы к штурму самолета. Их специализация- захват особо опасных преступников. Такие внештатные группы были во всех крупных городах. Их комплектовали обычно спортсменами-борцами или физически хорошо подготовленными сотрудниками милиции. Такая группа была и в ГУВД столицы. Возможно, ее, а может, сборную команду, отправили на нейтрализацию "воздушных пиратов". Один из участников операции, лейтенант Александр Попрядухин , рассказал о формировании группы захвата так

"...нас, милиционеров со всех концов Москвы, собрали во дворике одного из служебных зданий аэропорта по сигналу тревоги. Сверху, для маскировки, аэрофлотовская форма. Под ней- наспех надетые бронежилеты. Генерал несколько раз прошел вдоль строя. Остановился около меня:

"Ты у нас, кажется, лучший самбист. Возглавишь группу захвата..." Сама процедура штурма мало походила на элегантные действия "Альфы". Четверо милиционеров прокрались к самолету. Бандиты ожидали обещанных властями денег и решили приоткрыть одну из дверей, чтобы встретить "инкассатора". А там как раз находился Александр Попрядухин с коллегами. Началась перестрелка и бомбардировка химическими шашками со слезоточивым газом "Черемуха" . Вот только преступники выбрасывали их обратно. Милиционеры блокировали дверь с помощью багра, затем попытались влезть по стремянке, которую принесли с собой. Двое преступников, пытавшихся противодействовать им, были застрелены. Одновременно началась эвакуация пассажиров. Люди прыгали на бетон летного поля. Третьего террориста задержали среди этих людей. Затем группа захвата начала обследовать салоны лайнера. В одном из них застрелился вожак "воздушных пиратов". Во время штурма был ранен один из пассажиров- авиатехник Валерий Алдошин . О том, что ощущали заложники, можно представить из рассказа директора Брянского аэропорта Василия Ющенко , который работал тогда на авиапредприятии инженером ОТК и участвовал в ремонте "Як-40":

"...в самолете потом насчитали 67 пулевых пробоин. Спустя примерно месяц после захвата нас командировали в Москву ремонтировать поврежденный "Як". Стоял двадцатипятиградусный мороз. Пули пробили жгуты. Пришлось повозиться. Помню полный беспорядок в салоне. Кровь на полу, креслах, стенках... Прибрались для начала. Начали прогревать салон. И тут у меня начали литься слезы. Не могу остановить. У коллег тоже. Пришлось выбегать на свежий воздух. Потом только мы поняли, что это от тех химпакетов с газом, что бросали спецназовцы. Представляю, каково было тогда пассажирам..."

Страна наградила своих героев. Руководитель группы захвата Александр Попрядухин и командир экипажа Иван Кашин стали Героями Советского Союза. За проявленное мужество Николаю Никитину вручили орден Красного Знамени, а пассажиру орден Красной Звезды. Понятно, что, когда началась серия наземных штурмов захваченных бандитами авиалайнеров, КГБ нужно было как-то среагировать на эту ситуацию. Одна из мер- появление спецгруппы "А" . Хотя она сама по себе не могла решить всех возникающих при таком ЧП задач. Достаточно вспомнить рассказ Виктора Алидина о том, как он искал багор и штурмовую лестницу. Было принято решение о проведении регулярных тренировок всех заинтересованных организаций.

Ссылки:

  • ПРЕРВАННЫЙ ПОЛЕТ (угоны самолетов)
  •  

     

    Оставить комментарий:
    Представьтесь:             E-mail:  
    Ваш комментарий:
    Защита от спама - введите день недели (1-7):

    Рейтинг@Mail.ru

     

     

     

     

     

     

     

     

    Информационная поддержка: ООО «Лайт Телеком»