Оглавление

Форум

Библиотека

 

 

 

 

 

НЭП и культура

Нельзя не сказать и ещё об очень важном влиянии НЭПа — влиянии на культуру. Разбогатевшие нэпманы — частные торговцы, лавочники и ремесленники, не озабоченные романтическим революционным духом всеобщего счастья или конъюнктурными соображениями об удачном служении новой власти, оказались в этот период на первых ролях.

Новых богачей мало интересовало "Классическое искусство" — для его понимания у них не хватало образования. Они устанавливали свою моду. Главным развлечением стали кабаре и рестораны — общеевропейская тенденция того времени (особенно были знамениты в 20-е годы кабаре "Берлин". В кабаре выступали артисты-куплетисты с нехитрыми песенными сюжетами и незамысловатыми рифмами и ритмами, исполнители весёлых фельетонов, скетчей, антреприз (одним из самых известных артистов-куплетистов времени был Савояров, Михаил Николаевич. Художественная ценность подобных представлений была весьма спорна, и многие из них уже давно забыты. Но, тем не менее, простые и непритязательные тексты и лёгкие музыкальные мотивы некоторых песенок вошли в историю культуры страны. И не только вошли, но стали передаваться из поколения в поколение, обрастая новыми рифмами, меняя какие-то слова, сливаясь с народным творчеством. Именно тогда родились такие популярные песни, как "Бублички (песня)" "Лимончики", "Мурка", "Фонарики", "Крутится-вертится шар голубой" (автором текстов к песням «Бублики» и "Лимончики" был опальный поэт Яков Ядов.

Эти песни многократно подвергались критике и осмеянию за аполитичность, безыдейность, мещанство, даже откровенную пошлость. Но долголетие этих куплетов доказало их самобытность и талантливость. Да и многие другие из этих песен несут в себе тот же почерк: одновременно ироничный, лиричный, щемящий, с простыми рифмами и ритмами — они похожи по стилистике на "Бублики" и "Лимончики" [9]. Но точное авторство установить пока не удалось. А о Ядове только и известно, что им сочинено огромное количество незамысловатых и очень талантливых песенок-куплетов того периода.

Лёгкие жанры царствовали и в драматических театрах. И тут не всё удержалось в требуемых границах. Московская студия Вахтангова Евгения Багратионовича (будущий Театр им. Вахтангова) в 1922 году обратилась к постановке сказки Карло Гоцци Принцесса Турандот. Казалось бы, сказка — такой простой и незатейливый материал. Актёры смеялись и шутили, пока репетировали. Так, с шутками, порой весьма острыми, и появился спектакль, которому суждено было стать символом театра, спектакль-памфлет, таящий в себе за лёгкостью жанра мудрость и улыбку одновременно. С тех пор прошло три разных постановки этого спектакля. В чём-то схожая история произошла и с другим спектаклем того же театра — в 1926 году там была поставлена пьеса Булгакова Михаила Афанасьевича "Зойкина квартира". Театр сам обратился к писателю с просьбой о написании лёгкого водевиля на современную НЭПовскую тему. Водевильная весёлая, казалось бы, безыдейная пьеса скрывала за внешней лёгкостью серьёзную общественную сатиру, и спектакль был запрещён по решению Наркомата просвещения 17 марта с формулировкой: «За искажение советской действительности».

В 1920-х годах в Москве начинается настоящий журнальный бум. В 1922 году начинают издаваться сразу несколько сатирических юмористических журналов: "Крокодил", "Сатирикон", "Смехач" «Заноза», чуть позже, в 1923 году — «Прожектор» (при газете "Правда"; в сезоне 1921/22 года появился журнал «Экран», среди авторов которого — А. Сидоров, П. Якулов, Тугендхольд Яков Александрович, Кольцов Михаил Ефимович , Фореггер  Николай Михайлович, Масс Владимир Захарович, Зозуля Ефим Давидович и многие другие. В 1925 году известный издатель Регинин Василий Александрович и поэт Нарбут Владимир Иванович основали ежемесячник "30 дней". Вся эта пресса, помимо новостей из рабочей жизни, постоянно публикует юморески, весёлые неприхотливые историйки, пародийные стихи, карикатуры. Но с концом НЭПа заканчивается их издание. "Крокодил" остался единственным общесоюзным сатирическим журналом [10]. Эпоха НЭПа трагически закончилась, но след этого разгульного времени навсегда сохранился.

Ссылки:

  • НЭП (Новая экономическая политика)
  •  

     

    Оставить комментарий:
    Представьтесь:             E-mail:  
    Ваш комментарий:
    Защита от спама - введите день недели (1-7):

    Рейтинг@Mail.ru

     

     

     

     

     

     

     

     

    Информационная поддержка: ООО «Лайт Телеком»