Оглавление

Форум

Библиотека

 

 

 

 

 

Владимир Аллилуев женится, работает на космос в КБ МАИ (Богомолова)

Источник- Аллилуев В., 2002.

В конце 1958 года я вступил в ряды КПСС. В тот год я познакомился со Светой - Светланой Ивановной Иванчуковой . Она работала в нашем училище телеграфисткой. На следующий год, 5 января 1959 года, мы поженились и не расстаемся уже более сорока лет. В октябре 1959 года у нас родился сын, которого в честь деда мы назвали Сергеем . Закончил я училище не в самое благоприятное время - летом 1960 года, когда по приказу Н. С. Хрущева военные корабли резали на металлолом, а военные надевали гражданскую форму. Меня и еще половину нашего выпуска направили в РВСН - ракетные войска стратегического назначения. Так я оказался в военном представительстве на одном из закрытых московских предприятий, тесно связанных с конструкторским бюро С.П. Королева . Проработал я на этом предприятии около двадцати лет. Как раз в это время шли полным ходом завершающие работы по созданию космических кораблей типа " Восток ", предназначенных для полетов человека на околоземной орбите.

Конструкторское бюро разрабатывало среди других составляющих и телевизионную систему , контроль за которой был поручен мне. Так я оказался причастным к одной из самых славных страниц нашей истории, практическое начало которых стартует с 30-х годов. Во главе конструкторского бюро в те годы стоял А.Ф. Богомолов , один из ближайших соратников С.П. Королева , он создал прекрасный коллектив, равного которому по творческим силам и целеустремленности в стране еще не было. КБ было теснейшим образом связано с мощными научными силами, сосредоточенными в МЭИ , его ведущие специалисты вели преподавательскую работу, готовя кадры для народного хозяйства, и наиболее способных студентов заранее приглядывали и вели их через все курсы прямехонько к работе в КБ. Силу этого коллектива, способного буквально творить чудеса, хорошо знал С. П. Королев и охотно с ним сотрудничал. Знал и уязвимое место - производственная база, которая не всегда справлялась с полетом конструкторской мысли. В те годы существовало много организаций, создававших аналогичные системы для фирмы Королева, сам Сергей Павлович поощрял такую внутреннюю состязательность, что давало ему возможность маневра в выборе систем, сроках изготовления и их стоимости. Много дней и ночей пришлось провести мне в фирме Королева, когда готовились и затем были победоносно осуществлены первые полеты космических кораблей. Мне удалось участвовать в отработке первых наших систем в диапазоне "Восток" - "Восход-2" , начиная от полета Ю. А. Гагарина - первого в мире прорыва человека в космос. Невозможно перечислить количество всевозможных приборов бортовой и наземной аппаратуры, которые прошли за это время через мои руки. Это были лучшие годы моей жизни! Аппаратура с каждым новым полетом становилась все сложнее и совершеннее. Если на "Востоке", стартовавшем 12 апреля 1961 года, стояла телевизионная система, работавшая в импульсном режиме и обеспечивавшая передачу изображения с борта космического корабля на Землю в режиме ста строк при десяти кадрах в секунду, то на "Восходе" , на котором в марте 1965 года летали А.А. Леонов и П.И. Беляев , уже действовала аппаратура, работавшая практически в режиме общесоюзного телевизионного стандарта. На "Восходе- 2" были и наружные телевизионные камеры, обеспечивавшие передачу изображения космонавта, находившегося в открытом космосе. Для меня наиболее интересным был полет " Восхода-2 ": если раньше телевидение передавало только изображение космонавта в кресле и плавающие вокруг предметы в невесомости, то теперь возможности телевидения неизмеримо расширялись - добавлялись наружные камеры, видеоконтрольное устройство, позволяющее космонавтам контролировать телевизионное изображение, передающееся с борта корабля на Землю. И еще у установленной телевизионной системы был звуковой канал, передающий на Землю речь космонавтов. Выход Алексея Леонова в открытый космос проходил на витке, когда с кораблем последовательно работали измерительные пункты Симферополя, Москвы и Ленинграда - на протяжении получаса мы получали необходимую информацию. Информация, которую принимали Симферополь и Ленинград, транслировалась в Москву. В тот мартовский день мы были на одном из измерительных пунктов под Москвой. Когда "Восход-2" вошел в зону радиосвязи с Симферополем, космонавт Леонов уже стоял наготове у наружного люка. Мы видели на своем экране очертания земной поверхности, корабль подходил к Крыму, из динамика доносилось дыхание космонавта. - "Весна - Заря", я - "Алмаз"! "Весна - Заря", я "Алмаз"! - раздался голос А. А. Леонова. - Нахожусь у обреза шлюза. Прошу разрешения на выход в открытый космос. И вот на телеэкране появилась фигура Алексея Архиповича, одетого в белоснежный скафандр. Космонавт медленно парил во Вселенной, волоча за собой фал, соединяющий его с кораблем. Человек парил в космосе! Он плавно, как в замедленной съемке, вращался вокруг своей оси на фоне проплывающей под ним Земли, то попадая в тень корабля, то освещаясь Солнцем, создавая на экране фантастическую игру бликов.

Зрелище было потрясающим! Да, ради этого можно было не спать ночами, не знать отдыха, умирать от усталости, ругаться с начальством и работать, работать, работать. Наверное, это и есть счастье. Еще осенью 1960 года в ОКБ С.П. Королева я впервые увидел знаменитую королевскую "семерку" - ракету-носитель. Первый успешный запуск этой первой в мире межконтинентальной сверхдальней баллистической ракеты осуществился в августе 1957 года. Но прежде было много аварийных пусков и даже возник вопрос о прекращении работ по ее созданию. Как у нас водится, создали комиссию во главе с А.Н. Туполевым - неважно, что он специалист в другой сфере, но ведь авторитет (ох уж эта наша вековечная любовь к авторитетам!). Его мнение, как мне потом рассказывали, было безапелляционным: "Царь-пушка не стреляла, царь-колокол не звонил, царь- ракета не полетит!" Но С. П. Королев ни перед какими-либо авторитетами не сгибался, пошел к Н. С. Хрущеву. Тот задал ему простенький вопрос:

"А зачем мне нужна эта ваша ракета?" - "Она может доставить ядерную бомбу в любую точку земного шара", - ответил Сергей Павлович. Этот ответ и решил все дело. С. П. Королеву выделили деньги на изготовление нескольких опытных образцов ракет. И в августе царь-ракета взлетела, а в октябре уже вывела наш спутник на околоземную орбиту. В 1959 году она обеспечила полет первых космических аппаратов к Луне, а еще через два года с помощью той ракеты весь мир узнал гагаринскую улыбку. С тех пор "семерка" неустанно работает на космос. Надо сказать, что "семерка" производит внушительное впечатление. И на нее всегда интересно смотреть. Возможно, это связано с тем, что этот носитель всегда какой-то разный.

Он производит одно впечатление, когда находится в цехе в разобранном виде, совсем другое, когда четыре боковые ступени собираются в пакет с центральной ступенью. Вот собранную ракету положили на установщик - и она опять смотрится совершенно иначе. Ракету установили на стартовой позиции - и опять кажется, что это совсем другая ракета. И наконец, последняя метаморфоза - заправленная ракета стоит на стартовой позиции, сверкая покрывшим ее белоснежным инеем. Огромное впечатление производит и старт ракеты. В каждом ее пуске есть какая-то новизна. Одно впечатление от дневного старта и совершенно иное, когда это происходит ночью. Старт в хорошую погоду, когда ракета медленно уходит со своей площадки, плавно покачиваясь и медленно набирая скорость. И старт в плохую погоду, когда небо закрыто облачностью, в которую она ныряет, едва оторвавшись от земли, и когда только оглушительный рев одновременно работающих двигателей ее первой и второй ступеней еще долго напоминает о том, что стартовавшая только что ракета продолжает свой полет.

Многое мне доводилось наблюдать, видел и аварийные старты, но не этой, а других баллистических ракет. И не всегда эти старты обходятся без человеческих жертв. Как ни крути, но аварийные пуски, особенно при отработке опытных образцов, неизбежны. В течение пяти лет я сталкивался с С.П. Королевым , причем в самых разных ситуациях и самых разных местах - в цехе, на полигоне, в самолете, в начальственной столовой, на совещании. Видел его в радости, хорошем расположении духа - тогда он шутил и любил говаривать, что скоро будем летать в космос по профсоюзным путевкам.

Видел его в плохом настроении, и тогда его осторожненько обходили стороной, видел и в гневе. Это - не приведи, господь! Он походил на разъяренного слона, и тогда все предпочитали на глаза ему не попадаться вовсе. Однажды это случилось в июне 1963 года, когда шли заключительные дни подготовки к запуску двух кораблей "Восток" с В. В. Терешковой и В. Ф. Быковским на борту. На полигоне находилась большая экспедиция, было много сутолоки, и стоило это бешеных денег. Вот тогда я видел Сергея Павловича просто кипящим. А дело все было в неорганизованности и расхлябанности. Но Королев лучше всех знал цену безответственности в таком сложном деле, как работа на ракетно- космическом комплексе, являющемся венцом труда миллионов советских людей, ученых, конструкторов, инженеров. Сам обладал невероятной работоспособностью, к себе был беспощаден и совершенно не щадил себя. Я никогда не видел в нем ни малейшего проявления барства, хотя власть он в своих руках держал твердо и жестко. Это был величайший труженик и от своих подчиненных требовал полной самоотдачи, строгой дисциплины и ответственности. На таком сплаве и был возможен отечественный феноменальный успех, когда мы в области космоса обошли США.

Академик М. В. Келдыш верно сказал, что Королев "обладал громадным даром и смелостью научного и технического предвидения, и это способствовало претворению в жизнь сложнейших научно-теоретических замыслов". И я думаю, королевский характер в этом сыграл свою важную роль. 12 апреля стало традиционным днем сбора всех, кто готовил полет Ю. А. Гагарина. Как-то на одном таком "слете" мы задались вопросом: а кому "СП" (так мы его называли) сделал плохо? Может, кого выгнал с работы? Выполнил свою излюбленную угрозу и отправил с полигона "по шпалам"? Отдал под суд? Оказалось, такого не было. Вот вам и крутой нрав...

Космические полеты - это одна из героических и славнейших страниц советской истории. Однако нашлись люди, даже выдающие себя "ближайшими соратниками Королева", которые постарались внести свою ложку дегтя в тотальное очернительство нашей истории. Была пущена версия, которую никто не посмел бы высказать при жизни С. П. Королева, о немецких корнях наших космических достижений . Кому и зачем понадобилась эта "версия", я полагаю, объяснять не надо, она имеет те же "корни", что и побасенка о том, что никакого полета Ю. Гагарина не было. Ну а уж если говорить о корнях действительных, то это не секрет: это Н. И. Кибальчич (1853-1881), К. Э. Циолковский (1857-1935), Ю. В. Кондратюк (1897-1942), это группа по изучению реактивного движения ( ГИРД ), созданная в 1932 году С. П. Королевым, М. К. Тихонравовым и их соратниками. Это реактивная артиллерия , созданная нами перед Великой Отечественной, это самолет БИ-1 с жидкостным реактивным двигателем, который еще в 1942 году испытывал Г. Я. Бахчиванджи , это наши боевые реактивные самолеты, уже в 1950 году ни в чем не уступавшие американским и, как показала война в Корее, даже превосходящие их. Что же касается немецких самолетов- снарядов "Фау-1" и баллистических ракет "Фау-2" , созданных в Германии во время второй мировой войны и рассчитанных на то, чтобы поставить Англию на колени, то сам бог велел воспользоваться тем, что само пришло в руки, зачем велосипед-то изобретать?.. Но эти изобретения никак не тянут на роль наших учителей.

А вот американцам немецкие ученые и практический немецкий опыт помогли самым решающим образом. Именно немецкие корни лежат в основе американской ракетно-космической программы 60-70-х годов. Космический корабль "Восход-2" завершал серию советских пилотируемых полетов, начатую гагаринским "Востоком". В полном разгаре была работа по созданию новой серии, получившей название "Союз", ставшей шагом вперед в нашей космической программе, и вдруг 14 января 1966 года на операционном столе обрывается жизнь С. П. Королева. Это был сильный удар и невосполнимая потеря.

Ссылки:

  • Аллилуев Владимир Станиславович (1935-)
  • АЛЛИЛУЕВЫ ПРИ ХРУЩЕВЕ
  •  

     

    Оставить комментарий:
    Представьтесь:             E-mail:  
    Ваш комментарий:
    Защита от спама - введите день недели (1-7):

    Рейтинг@Mail.ru

     

     

     

     

     

     

     

     

    Информационная поддержка: ООО «Лайт Телеком»