Оглавление

Форум

Библиотека

 

 

 

 

 

Як-8 пассажирский самолет

Угловатые формы фюзеляжей в духе военного времени уступили место округлым, салон был расширен и удлинен, в нем установили восемь мягких удобных кресел, вместо верхнего лаза фонаря для экипажа и пассажиров была прорублена нормальная боковая дверь и устроены возле каждого пассажирского кресла иллюминаторы округленной формы. Форсированные моторы 140 л.с. М-11Ф , модифицированные из М-11 (110 л.с.), снабдили индивидуальными обтекателями каждого цилиндра и металлическими винтами с изменяемым в полете шагом лопастей. Приятная внутренняя и внешняя отделка придавали самолету привлекательный вид. Вертикальное оперение несколько изменили, увеличив его площадь и слегка изменив форму обводов. Добротность основательного Синицына передалась его детищу, но тяжеловесность некоторых элементов конструкции которого бросалась в глаза. Заспорив по этому поводу с фанатичным поклонником Синицына Стасевичем , его старым знакомым, я похвалился, что смогу дублер облегчить на четверть тонны без ущерба для прочности конструкции.

Пари, всего три бутылки пива, я выиграл, когда Як-8-II был поставлен на весы. Второй курьезный случай произошел в ГК НИИ ВВС в конце госиспытаний. На обычный вопрос Яковлева: "Как дела?", я ответил:

- Нормально. Уже пишут отчет с заключением "самолет прошел госиспытания удовлетворительно и может быть рекомендован для серийного производства".

- А много ли замечаний?

- Всего одиннадцать пунктов, да и те пустяковые, их, при желании, можно было бы за сутки устранить.

- Вот вы и устраните. Чтобы акт был чистым.

- Вам ничего сказать нельзя, вы сразу ловите на слове.

- А вы не бросайтесь словами.

- Я бы взялся устранить за сутки, но нужны некоторые предварительные подготовительные проработки на заводе.

- Даю вам два дня на подготовку. Затем едете в НИИ и за сутки устраните замечания. Идите сейчас к Машею и Ястребову и от моего имени передайте им, чтобы вам было оказано необходимое содействие. Все.

Когда на третий день мы ехали мимо Беговой улицы ранним - ранним холодным осенним утром, по крыше кабины шофера, в которой сидел и я, сильно застучали.

- Вы чего - спрашиваю я, когда мы остановились.

- Здесь рядом живет Ильин. Он плохо оделся. Хочет сбегать домой, захватить куртку, а то что-то свежо.

- Давай, только побыстрей. Илья Ильин , в накинутой на плечи куртке, вскоре взобрался в кузов крытого грузовика, где сидело человек двадцать рабочих - бригада нашего завода. В Чкаловской , в ГК НИИ ВВС , нас ждали и, вопреки правилам, пропустили на территорию Института без пропусков. Я сразу поднялся на третий этаж к своему старому знакомому Василию Холопову , бывшему ведущим инженером еще по ББ-22 . Поговорив о том о сем, я с удивлением заметил, глядя в окно, что из машины никто не выходит и не идет в ангар, где стоит Як-8.

"Что за черт, думаю, они что, дороги, что ли, не знают?.

- Я сейчас,- говорю Холопову,- сбегаю к машине. Заглянув внутрь, я опешил. Она была полна вдрызг пьяными рабочими. Оказывается, бутыль со спиртом, выпрошенная мной у Ястребова для "обмывания" окончания работы, уже опустошена по дороге. Ильин, бегавший домой якобы за курткой, под ее прикрытием принес бидон воды, смешав которую с пятью литрами спирта, получили примерно по пол-литра водки на брата.

Работа, как мне сразу представилось, сорвана начисто. Что же делать? А тут еще этот Ильин, низкорослый крепыш, с пьяным нахальством лезет ко мне с задиристым видом и бессвязным бормотанием.

- Ах, ты еще и дебоширить? На! Моя досада сорвалась с плеча в скулу, справа. Ильин молча упал и не шевелился. Как ни была пьяна команда, а рукоприкладство произвело отрезвляющее действие, по крайней мере, на многих. Ильина подняли и положили в грузовик на лавку. Некоторые, пошатываясь, побрели в ангар. Другие стали укладываться на пол, где уже спали несколько человек. Часа через два половина проспавшихся принялась за работу, через пять - заработали почти все.

О, великий, могучий русский народ! К утру следующего дня вся работа была полностью выполнена, акт подписан без замечаний. И, что интересно, никто никогда не заикнулся об этом инциденте, все осталось шито - крыто, и только теперь, спустя 60 лет, я сам со стыдом признаюсь во всем.

Во время заводских испытаний я с замиранием сердца, сидя справа от летчика - испытателя Федрови , следил за его лихими боевыми разворотами, которые он вытворял на Як-8, будто он управляет не пассажирским самолетом, а одноместным истребителем. На мои предостережения он не обращал ровно никакого внимания, а только покрикивал:

"Крути штурвальчики винтов веселей, опять винты у тебя раскрутились до безобразия". Шасси самолета убиралось в полете. Несмотря на увеличенную грузоподъемность, самолет мог развивать скорость 250 км/ч (вместо 220 км/ч у Як-6). В сентябре 1944 года второй Як-8 успешно прошел госиспытания и был рекомендован в серию, но фактически не строился - в авиастроении уже переходили на металлические пассажирские самолеты .

Ссылки:

  • АДЛЕР Е.Г.: В ОКБ ЯКОВЛЕВА ВО ВРЕМЯ ВОЙНЫ
  • Адлер Е.Г. в Чкалове на заводе N 47 строит Як-6 по приказу Сталина
  •  

     

    Оставить комментарий:
    Представьтесь:             E-mail:  
    Ваш комментарий:
    Защита от спама - введите день недели (1-7):

    Рейтинг@Mail.ru

     

     

     

     

     

     

     

     

    Информационная поддержка: ООО «Лайт Телеком»