Оглавление

Форум

Библиотека

 

 

 

 

 

АИР-7 самолет Яковлева, Адлер - ведущий конструктор дублера АИР-6

За барьером из шкафов, заканчивалась постройка нового спортивного самолета Яковлева АИР-7, который уже выходил из категории легких. Это был двухместный моноплан с мотором воздушного охлаждения М-22 , таким же, что стоял на боевом истребителе И-5 . По схеме он напоминал американский спортивный самолет "Джи Би" , но тот был одноместным. Мы подолгу любовались этим самолетом, который обещал стать новым словом в авиатехнике. Правда и другие самолеты были интересными, и мы украдкой бродили по цеху, разглядывая эти новинки. Тут стоял еще более тяжелый, чем знакомый нам ЛШ (легкий штурмовик) , бронированный штурмовик конструкции Кочеригина ТШ (тяжелый штурмовик) , истребители И-3 Н.Н. Поликарпова и И-5 Д.П.Григоровича , спортивный самолет В.В. Никитина и разведчик Р-5 Поликарпова (в новой модификации А.Н. Рафаэлянца ).

Как-то раз, прямо с порога, Яковлев спросил:

"Кто хочет поизобретать? Нужно остеклить кабину АИР-7.

- Давайте попробую, - первым отозвался я. Он подошел к моему столу и вкратце поставил задачу: закрыть кабину пилота и пассажира так, чтобы обеспечить плавное обтекание обеих кабин, простой доступ к сиденьям и возможность аварийного покидания самолета в случае необходимости. Это было ново (тогда головы летчиков прикрывали только передними козырьками). Я с жаром принялся за работу, интуитивно пытаясь опередить свое время и предвосхитить появившуюся позже конструкцию сдвижной части фонаря, откатывающуюся назад по рельсам на шарикоподшипниках. Ломая голову над хитроумными деталями рельсов, катков, замков и ручек, я заметил, что сначала Яковлев подолгу останавливался у стола, присматриваясь к моему творчеству, затем стал заглядывать мельком, а потом и вовсе проходил мимо. Озадаченный этим, я отправился на сборку к АИР-7. Злополучный фонарь уже заканчивали устанавливать на самолет. Над каждой кабиной были устроены прозрачные откидные створки, левая поменьше правой, которые фиксировались в закрытом положении обычными оконными шпингалетами. Легко и просто.

- Где же ваш чертеж? - спросил на другой день Яковлев, снова подходя к столу. Я молча показал на корзину с изорванными клочками бумаги.

- Что так?

- Давно в Малом театре не был. Забыл пьесу Островского "На всякого мудреца довольно простоты".

- А вы такую пьесу помните - Не было ни гроша, да вдруг алтын?

- Да, а что?

- Я бы хотел вам поручить постройку еще одного экземпляра АИР-6. Справитесь?

- Постараюсь.

- Желаю удачи. Так, еще не закончив вечернего отделения МАТ Московского авиатехникума , в свои 18 лет я оказался ведущим конструктором дублера АИР-6. Мне предстояло самостоятельно преодолеть невидимый жизненный барьер, взобраться на такую высоту, откуда откроются неохватные дали. Шутка ли? мне поручалась постройка настоящего, реального самолета. Перед этим рывком не грех оглянуться назад, на уже пройденный путь , набраться сил, вдохнуть полной грудью, беспристрастно оценить свой жизненный багаж перед крутым подъемом.

Ссылки:

  • АДЛЕР Е.Г.: В ОКБ ЯКОВЛЕВА ДО ВОЙНЫ
  • Авария АИР-7
  •  

     

    Оставить комментарий:
    Представьтесь:             E-mail:  
    Ваш комментарий:
    Защита от спама - введите день недели (1-7):

    Рейтинг@Mail.ru

     

     

     

     

     

     

     

     

    Информационная поддержка: ООО «Лайт Телеком»