Оглавление

Форум

Библиотека

 

 

 

 

 

Адлер Е.Г. делает реверс для Як-40

Когда самолет Як-40 проходил уже летные испытания, выяснилось несоответствие взлетной и посадочной дистанций: для взлета оказалась достаточной короткая ВПП, а для посадки потребовалась довольно длинная. Ее надо урезать. АэС за это ругает меня, я бегаю к Шехтеру , он рисует различные предложения, которые я отношу к Генеральному, а он воротит нос. Уже отвергнуты предкрылки, двухщелевые закрылки, интерцепторы и уж не помню, что еще. Возвращая Шехтеру очередной "шедевр" и принимая от него новый, говорю: - Лева, ну что ты морочишь голову, вернее головы, нам с АэСом? Не лучше ли решить эту проблему радикально? Вот так: рисую от руки эскиз реверсивного устройства на среднем ТРДД самолета. - Э, куда хватил. Если заказать мотористам двигатель с реверсом тяги, им и пяти лет не хватит, чтобы его сделать. - А при чем здесь мотористы? Ты же видишь, что я предлагаю. Простые створки позади выхлопного сопла. Сами их сделаем, сами и управление ими устроим. - Нет, это авантюра, я за нее не берусь. Приношу я очередное творение Шехтера - тормозной парашют, а Яковлев опять надувает губы. - Александр Сергеевич, что мы тут толчем воду в ступе? Ведь если нужно укоротить посадочную дистанцию, ее нужно укорачивать цивилизованно, современным, а не допотопным способом. Значит, попросту установить реверс тяги ТРДД. - Как же это сделать. Просить мотористов? - Нет, его можно сделать самим. Я там, у Шехтера, набросал эскиз, а он артачится. - Несите его сюда. Когда я лезвием бритвы вырезал со стола удивленного Шехтера клок кальки и притащил его АэСу, он, не обращая внимания на внешний вид этого "чертежа", красным карандашом поставил свое "АЯ" и число. - Немедленно делать. Именно так. И срочно! (Замечу, что под старость АэС соображал в технических вопросах так же хорошо, как и в молодости). Этот эскиз, подписанный АэСом, быстренько превратился в рабочие чертежи. Чертежи, так же быстро,- в металл, и вот уже в Жуковском на одном из Як- 40 идет монтаж и отладка самодельного устройства реверса среднего двигателя. Идея его была проста: две створки, нормально прижатые к бокам хвоста фюзеляжа, выдвигаются назад и поворачиваются так, что преграждают выходящей из сопла ТРДД струе газа путь назад. Она ударяется в преграду и, разделившись надвое, уходит в стороны и создает тормозящий эффект, который тем больше, чем больше была тяга двигателя. При первых пробах двигателя на стоянке обнаружилось, что слишком длинные створки, прижатые к фюзеляжу, сильно и неравномерно пружинят, а это приводит к неодновременной работе створок: сначала одна створка срывается с шарикового замка и двигается до полного открытия, затем вторая ее догоняет. Пока я возился вместе с конструкторами и рабочими возле самолета, на втором этаже летной станции раздавались нетерпеливые звонки Генерального конструктора: - Ну, как там у Адлера дела? Начальник Летной станции Ф.М.Соболевский , бывший военный летчик- испытатель, отвечает: - Да вот опять вижу в окно одну и ту же картину: один "лопух" открывается, а другой на месте. - А Адлер где? - Там, у самолета. - Пусть подойдет. - Ну что вы там упрямствуете - услышал я недовольный голос Яковлева. - Ведь все говорят, что ничего не получается, а вы упорствуете. - Позвольте узнать, кто эти все? - Соболевский, Бекирбаев и уж не помню, кто еще. - А тетя Паша Вам ничего не говорила? - Какая там еще тетя Паша? - Ну, как же. Ба-а-льшой знаток авиации. Она здесь уборщицей давным- давно работает, все знает-понимает. - Вы еще шутить вздумали!? - А что же остается делать? Вы же у конструкторов не спрашиваете, как дела? - Ну, так как же дела? - Доводим, Александр Сергеевич, будет работать. - Ну так вот: даю вам два дня. Если не справитесь, прекращайте работу. - Слушаюсь и повинуюсь. - Ну, что, попало - с ехидной улыбочкой спрашивает Соболевский . - Вовсе нет. Получили два дня, а нам и одного хватит. Уже во всем разобрались. На другой день после того, как отрегулировали створки, убрав натяг в походном положении, механизм и гидросистема управления прекрасно заработали на земле. Решили полетать. Вернувшийся из пробного полета летчик-испытатель Валентин Мухин сказал, что хотя эффект от реверса получился хорошим, но после открытия створок начинает сильно трясти хвост самолета. Поразмыслив об этом и вспомнив мудрую пословицу "за двумя зайцами погонишься - ни одного не поймаешь", я решил избавиться от излишне длинных створок. Они были задуманы так на случай отказа среднего двигателя, чтобы хоть как-то притормаживать самолет, являясь своеобразным воздушным тормозом. А для действия реверса достаточно будет и коротких створок. Взял я красный карандаш, провел линию, делящую каждую створку ровно пополам, и зову медника с механиком. - Найдите двуручную пилу и отпилите створки по красной линии. - Вы что, Евгений Георгиевич, от этой работы у вас "крыша поехала?" Пилить самолет, как дрова!? - Я, как Тарас Бульба: сам их породил, сам и убью. Пилите, я еще из ума не выжил. От этих длинных створок одна морока. Из-за них столько было возни с несимметричным открытием, вот еще и тряска пошла. Пилите, я за все один в ответе. Полетав несколько раз с короткими створками и убедившись, что тряска исчезла, а реверс работает эффективно и безотказно, Мухин вызвал сенсацию в ЛИИ. Руководитель полетов, впервые видя, как Як-40 еще в воздухе начинает шуметь двигателем, а потом быстро останавливается, все еще шумя, спросил Мухина: - А ты задом можешь проехать?

рис_адлер Створки реверсивного устройства среднего двигателя - Могу даже подъехать к твоей "голубятне". Когда после очередной посадки Мухин отрулил к вышке, пятясь задом, и стал около нее, все время пользуясь только одним реверсом, это вызвало общее восхищение. Понимая, что такой системы еще нигде нет, решили взять авторское свидетельство на изобретение.

Ссылки:
1. ЯКОВЛЕВ А.С. ОТСТРАНЯЕТ АДЛЕРА Е.Г. ОТ РАБОТЫ
2. Яковлев перерождался на глазах

 

 

Оставить комментарий:
Представьтесь:             E-mail:  
Ваш комментарий:
Защита от спама - введите день недели (1-7):

Рейтинг@Mail.ru

 

 

 

 

 

 

 

 

Информационная поддержка: ООО «Лайт Телеком»